Тайна аббатства Келлз


Тайна Келлз” – редкий образец мультипликационного фильма. Хочется назвать именно так… Потому что – это произведение искусства не меньше, чем сами ангельские книги.
В центре сюжета – история одного Брендана, ирландского монашка из островного аббатства Келлз. Его детство пришлось на неспокойное время – канун нашествия норманов. А дядя – аббат Келлз и слишком опекает своего племянника. И рядом с монашком пишется история книги ангельской чистоты, которая ослепляет грешников, в неё заглянувших.
Как и положено в Ирландии, христианское аббатство окружено лесом с ши и прочей нечистью, которая ведется себя непредсказуемым для человека образом. А, может, просто как маленький потерянный ребенок.
И все это нарисовано просто-просто, как лубок, а иногда превращается в кельтские вязи, оживающие, шевелящиеся на экране и переливающиеся всеми оттенками золота.
Музыка Bruno Coulais – почти что шедевр современного фолка. При этом она захватывает, пробирает до самых костей, заставляет пускаться в пляс, но таинственным образом не отвлекает от повествования в фильме.
Хочется сказать спасибо создателям, всем тем ирландцам, бельгийцам и французам, что создали замечательный сценарий, персонажей и углядели целый мир в причудливых узорах. А ещё тем, кто мне рекомендовал посмотреть этот фильм. Он прекрасен. Безумна рада раздели ваши восторги!

P.S. По ссылке – интересное про ангельские книги и стереозрение.

Средневековые иллюминированные Евангелия, написанные кельтами, отличает столь филигранная техника исполнения, что в чуть более позднее время про эти манускрипты говорили: “Это работа не человека, но ангелов”. Разгадку тайны мастерства древних монахов нашёл профессор Джон Сисне (John Cisne) из университета Корнелла (Cornell University).

Он изучил несколько таких наиболее выдающихся рукописей, созданных между 670 и 800 годами нашей эры. Эти шедевры отличает присутствие некоторого количества “ковёрных” страниц — занятых узорами полностью, а также большое число иллюстраций в тексте.

В частности, Сисне проанализировал знаменитую Келлскую книгу (Book of Kells), созданную ирландскими монахами примерно в 800 году, — одну из самых богато украшенных иллюстрациями рукописей за весь период с конца VI по начало IX столетий, настоящую вершину мастерства в прорисовке миниатюр и орнаментов. Также профессор использовал в своём исследовании Книгу из Дарроу (Book of Durrow), столь же яркий манускрипт, появившийся в VII веке.

Многие элементы изображений на их страницах выполнены с разрешением до 30 линий на сантиметр, а в одном квадратном дюйме иной иллюстрации порой можно насчитать свыше полутора сотен сложных пересечений “ленточек” разных цветов. Высокая точность орнаментов и толщина деталей менее одного миллиметра — одна из черт, заставивших современных учёных восхищаться фолиантами и ломать голову над техникой их изготовления.

Келлская  книга, страницы 34r и 292r. Формат книги, к слову, составляет 330 х 250  миллиметров (фотографии с сайта wikipedia.org).

Келлская книга, страницы 34r и 292r. Формат книги, к слову, составляет 330 х 250 миллиметров (фотографии с сайта wikipedia.org).

Профессор (основная сфера деятельности которого — палеонтология) обратил внимание на то, что во многих иллюстрациях встречаются регулярно повторяющиеся узоры и вообще — мелкие элементы, словно срисованные с шаблона. Кроме того, выяснилось, что наиболее сложные орнаменты, присутствующие на странице сразу в нескольких местах, разделяет расстояние, соответствующее среднему расстоянию между зрачками человека. Это навело исследователя на мысль, что в филигранном исполнении рисунков ключевую роль сыграло зрение создателей книг, точнее — особая техника взгляда и… стереоэффект.

Сисне выдвинул такое объяснение секрета рисунков. Монахи, вероятно, создали ряд филигранных шаблонов для определённых “стандартных” элементов рисунка. Их они располагали рядом с новым листом и разводили взгляд так, чтобы каждый глаз видел только шаблон или воспроизводимый кусок узора. Благодаря стереоэффекту создавалась иллюзия объёмного изображения, в котором любая ошибка в вычерчивании линии (сдвиг вбок) приводила к возникновению разницы по кажущейся высоте в данной части рисунка.

Причём способность нашего мозга трактовать сдвиг в двух картинках как глубину позволяла словно бы увеличивать любые шероховатости в рисунке до 30 раз, высчитал британский учёный. Сводя к минимуму кажущиеся подъёмы и провалы в объёмных линиях, древние мастера вполне могли уложиться в субмиллиметровый диапазон точности воспроизводства шаблона. И всё, что для этого требовалось, — твёрдая рука и некоторая тренировка в необычном использовании глаз.

Этот метод учёный назвал “свободное стереосравнение” (free-fusion stereocomparison). Именно он, считает профессор, и позволял кельтским монахам создавать столь филигранно повторяющиеся орнаменты задолго до изобретения линз и микроскопов. “Большинство людей не понимают, насколько точный инструмент наши глаза, и не задумываются, что их можно использовать несколько иным, нежели очевидным способом”, — добавил Сисне.

А то, что секрет рисования столь изящных и точных орнаментов был тщательно похоронен, Джон объясняет логично: это часть пропагандисткой войны Кельтской церкви против Римской. Сложившаяся репутация таких книг, как написанных ангелами, вполне могла способствовать привлечению последователей.

Джон  Сисне изучает страницу 85v Книги из Дарроу (её формат равен 247 х 228  мм). Внизу слева – сама эта страница, справа – ещё один фрагмент  манускрипта.<br></br>Почитайте, заодно, о <a  href="http://www.membrana.ru/lenta/?7684">Гигантской  Дьявольской Библии</a>, <a  href="http://www.membrana.ru/articles/global/2007/04/27/185900.html">палимпсесте  Архимеда</a> и о датировании древних манускриптов <a  href="http://www.membrana.ru/lenta/?9078">по ДНК</a>  (фотографии Lindsay France/Cornell University, wikipedia.org).

Джон Сисне изучает страницу 85v Книги из Дарроу (её формат равен 247 х 228 мм). Внизу слева – сама эта страница, справа – ещё один фрагмент манускрипта.

В фильме вместо стереозрения монахам помогает особый кристал, добытый у порождения тьмы.

© 2012, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.