Решила тряхнуть стариной и провела небольшую закрытую акцию, чтобы завершить описание “Таро забытых легенд” (Forgotten Legends Tarot). Пишу с благодарностью всем, кто поучаствовал, так как смогла, наконец, сформулировать окончательно.
Это отечественная колода иллюстраторки Вельги Северной (@velga_north). Мне очень симпатичен стиль ее работ: темное фэнтези со славянскими и скандинавскими мотивами. Поэтому я с интересом наблюдала за процессом создания колоды в инстаграме. Когда это стало возможно, вписалась в предзаказ. Судя по иллюстрациям, которые я видела в инстаграме, колода обещала быть мощной, насыщенной образами из наших сказок и былин. Что из этого получилось? В маленькой черной книжечке, прилагающейся к колоде, создательница пишет, что “Таро забытых легенд” включает ее любимые сказочные и легендарные, мифологические и реальные сюжеты, а порой и просто образы без фольклорной основы. Некоторые карты являются воплощением снов Вельги, некоторые вдохновлены реальными людьми из жизни. И это, мне кажется, и есть слабое место колоды. По сути это выраженный в форме изображений и текстов к ним внутренний мир создательницы практически, как он есть. Как романтическая поэзия или цикл романов с мэрисьюшным персонажем. Тут много личного, иногда до неловкости личного, и мало божественного или архетипического. Но, что это я сразу с критики зашла.
Вообще, колода мне очень понравилась и заняла достойное место в моей коллекции.
Прежде всего, это очень красивая колода. Карты на плотном картоне с золотым тиснением края. И золотое же тиснение на самих изображениях, которое оттеняет лаконичную цветовую гамму как на иллюстрациях старинных книг со сказками. Сопровождающая маленькая книжка с глянцевой обложкой и матовыми черными страницами внутри. Я не слишком аккуратна, но у меня она так и не обтрепалась. И, кстати, золото на картах – на месте.
Отдельное удовольствие – это шероховатость страниц мануала и самих карт. Настоящий подарок кинестетику внутри меня. Некоторые карты хочется читать подушечками пальцев.
Но у сдержанной цветовой гаммы и стиля под старину есть свой мощный недостаток. Не читаемо.
Теплый серый на черном фоне в книжке требует максимум напряжения глаз. Белые цифры на младших арканах тоже не везде заметны. И они – римские. Одно дело пытаться выхватить из фона “7”, другое дело – галочку и две палочки. Нагрузка на зрительную систему максимальна. Но, допустим, у карты темный фон и вы прочитали цифру. Но задача еще не решена. Надо понять, что за масть перед вами. Предлагаю посмотреть на эти три карты и ответить, к каким мастям они принадлежат. Для выбора доступны: мечи, посохи, пентакли и кубки. Интересно угадаете ли вы, а если угадаете, сколько времени у вас это займет. Хвала Богам и благодарность создательнице, что в книжке каждая из карт описана узнаваемо.
Пока вы раздумываете, покажу еще одну подставу римских цифр. Угадайте, это 9 или 11? Понятно, что в младших арканах не может быть 11, а старшие арканы оформлены по-другому, но это же целое расследование, что за карта.
Ну что, угадали? Слева-направо:
7 пентаклей,
7 кубков,
9 кубков.
С 9 кубков вообще вышел прокол. Тролль под мостом с мешком кубков – красивый образ. И если повертеть карту поближе к источнику света, становится заметно, насколько тонкая там графика и богатый образный ряд. Но цвет съедает всё.
Все эти особенности делают для меня колоду совершенно непригодной к регулярной работе. Пока я выкладывала по карте на день и ленивые сезонные расклады только для себя, все это удавалось игнорировать. Но стоило подписаться на небольшой поток в несколько раскладов подряд, стало очевидным, сколько лишних усилий приходится прикладывать для чтения не там, где хотелось бы.
Кстати, перечисленных недостатков лишены старшие арканы. И вот с ними работать замечательно. Название написано на светлом фоне. Номер белым в верхней части карты, но для меня если есть название, номер уже и не обязателен.
Если говорить о структуре колоды – классический RWS. 22 старших аркана + 4 масти с придворными пажами, рыцарями, королевами и королями. Сила – 8. Справедливость – 11.
Старшие арканы представлены отдельными картами. Среди персонажей на них можно встретить и друзей создательницы колоды, и абстрактных персонажей, и богов разных пантеонов, и мифических созданий. Несмотря на то, что это звучит, как рецепт винегрета, винегрет этот выстроен с должной лояльностью к каждому из ингредиентов. То есть я не могу придраться к соответствию персонажей и сюжетов картам.
Но когда дело доходит до придворных карт, уже хочется некоторой стройности. Как в одной масти могли встретиться Сэр Гавейн; таинственный Рыцарь то ли иудей, то ли солнцепоклонник (пентакли в колоде обозначаются шестиконечными звездами?!); подозрительно похожая на Бригитту подруга художницы и Иван Царевич с Серым Волком? Очень просто – через ассоциации создательницы колоды, но есть ли возможность их понять постороннему практику? Вряд ли. Если только выстроить свои собственные. Мне так и не удалось вычленить для себя систему младших и придворных арканов, что я компенсировала запоминанием и множеством визуализаций в стиле “как эти ребята могли бы себя вести в одном тронном зале”. Очень полезно для развития белого вещества головного мозга и в качестве профилактики деменции, но слишком затратно для повседневного использования.
“Зачем искать систему? Используй, как оракул”, – могли бы возразить мне читатели. Тут отвечу честно, как с оракулом у меня не получилось. Что наводит меня на мысль, что в основу все-таки легли первичные ассоциации при проработке Таро RWS.
Вывод: красота дикая и требующая кучу труда для приручения. Причем местами красота бежит впереди удобства. Надеюсь дизайнерские недочеты Вельга исправит в следующих редакциях, если они будут. Благо, первый тираж уже полностью раскуплен.
© 2022, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.