Heart of Fairie Oracle – завораживающее творение Брайана и Венди Фрауд. Во многом он похож на The Fairies Oracle, нарисованный Брайаном давным-давно, в сотворчестве с Джессикой Макбет, которая написала руководство и разработала структуру оракула. Кажется, некоторых персонажей Heart of Fairie Oracle можно узнать в лицо по прежним работам Брайна. Авторы не скрывают: в новый оракул вошли иллюстрации, не нашедшие своего места в The Fairies Oracle и других проектах Фрауда.
Но есть и отличия. Мне кажется, что никогда фейри не были так “человечны”, как на картах Королев и их Спутников. Появление практически сюжетных карт и глубокая проработка фона позволяет использовать оракул как стройную мантическую систему. HoFO значительно более социален, нежели его предшественник: фигуры на его картах вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому он отлично подходит для гадания, связанного с вопросами взаимодействия с другими людьми и не людьми в самом широком понимании этого слова.
С другой стороны HoFO интересен как мощное ассоциативное и проективное средство, позволяющее в поисках решения проблемы отправиться в путешествие по Волшебной Стране своего бессознательного. Образы, созданные Фраудом, работают как проводники в самую сердцевину вопроса, к его решению. Можно опираться на них, можно – на собеседника или специалиста.
Поэтому HoFO может пригодиться как классическому гадателю, так и более свободному визионеру или вовсе практикующему психологу. В последней роли, например, мне диагностически интересно наблюдать за тем, как клиент выделяет фигуру в раскладе или на отдельной карте – в HoFO не существует однозначных фигур. Поэтому мне кажется не слишком разумным расходовать подобный потенциал на онлайн и пр. формы удаленных консультаций. Чтение HoFO видится мне как сотворчество гадателя и кверента (как супруги Фрауд со-творили оракул вместе).
Карты разделены создателями на семь групп, каждый из которых воплощает один из аспектов мира фейри. Первая группа – Королевы Фейри. Авторы связывают их с 9 аспектами женственности. Но мне кажется, что они во многом свободны от гендерной окраски, как фейри свободны от человеческих условностей. Безумие, тень, свет – все они могут проявлять себя активно как в женщине, так и в мужчине. Но именно Королевы в мире Фейри являются наиболее полным и величественным воплощением того или иного аспекта. Недостижимым для человека. Как написано у У.-Б. Йейтса: «Источником величайших наших жизненных сложностей является то обстоятельство, что чувства чистые, незамутненные нам, по сути своей, незнакомы. В злейшем из врагов мы всегда найдем, чем восхититься, и к чему придраться – в человеке самом близком. Смешение настроений и чувств именно и старит нас в конце концов, перепахивая наши лбы морщинами и оставляя, углубляя из года в год вороньи лапки в уголках глаз. Будь мы в состоянии любить и ненавидеть так же самозабвенно, как сиды, мы глядишь бы, и жили бы не меньше, чем они. А до той поры умение любить и горевать без устали так и будет составлять для нас половину их очарования. Любовь у них не знает сносу, и, сколько ни кружи по небу звёзды, они танцуют в сумеречном царстве своем без устали и срока». Безвременное проживание одного из аспектов придает ему некоторое совершенство, но лишает гибкости, которая необходимо лишь в условиях человеческого приспособления к сиюминутному моменту в условиях ограниченного времени жизни. Королевы Фейри (спасибо за формулировку varezka) в человеческом мире являются персонификацией момента магии в том или ином его аспекте. Их свойства доступны нам лишь в мгновение чистой любви, желания или иного состояния, описанного Йейтсом.
Девять Спутников Королев воплощают один из аспектов взаимоотношений в широком смысле этого слова. Не имея жесткой привязки к Королевам, каждый из спутников дополняет их, более активно проявляя их особенности в реальности. Поначалу меня смутила яркая уязвимость и зависимость Спутников, и, наверное, в случае с раскладами на отношения они и будут воплощать те или иные аспекты зависимого поведения, вплоть до самого его яркого проявления в манипулятивном The Rox (17). Но позже я увидела их, как принцип и двигатель отношения, в котором чего-то не хватает. Не хватает в них энергии Королев: темы или потребности, реализуемой в отношениях. Королева говорит нам, что реализуется в данный момент времени, Спутник дополняет ответом на вопрос «как?»
Также в колоду входят 13 карт Архетипов: очень разномастных архаических образов таких, как Лорд и Леди Леса, Дева, Мальчик и Ребенок. Они значительно более фиксированы и статичны, чем Королевы и их Спутники и более знакомы и близки человеку. Если где и проявляются некие аспекты гендера, то в Архетипах. При моем знакомстве с этой частью оракула, карты сразу легли в три группы: мужские, женские и универсальные. Не знаю, насколько это моя индивидуальная особенность, а на сколько заложенный авторами принцип. Архетипы, как ни странно, более человечны и многогранны, чем Королевы и их Спутники. И могут воплощать различные состояния души и ценностные ориентации.
Группу из восьми карт “Sprites” я называю про себя “эльфики”. Самые младшие и часто яркие духи Волшебной Страны, которые могут выступать помощниками или вредителями – в зависимости от того, как к ним относиться. Каждый из них воплощает определенное качество характера или свойство души, которые могут оказаться как ресурсом, так и серьезным препятствием на пути решения жизненных задач.
Кстати про путь. 16 карт Путешествия воплощают определенные этапы пути или важные точки в любой истории. Кроме них в колоде есть шесть Леди и семь Трикстеров. Леди отражают менее общие аспекты жизни, чем Королевы, но отличаются той же чистотой воплощенного аспекта. Каждая Леди олицетворяет потенциальный дар или проклятие, которые читаются по атрибутам, щедро размещенным в каждой из карт этой группы.
Семь Трикстеров – лики единого Трикстера. В некотором смысле он часто выступает антагонистом Спутника или Архетипа, позволяя находить выход из любого ограничения, что правилами взаимодействий (Спутники), что нашими личными принципами и ценностями (Архетипы). И они явно дружат с Эльфиками или, по крайней мере, могут образовывать с ними временные союзы.
Любая из групп карт, в зависимости от целей практики, может использоваться как вместе с другими, так и изолированно. HoFO может работать и как структурированная колода – если использовать тематические группы как маленькие колоды. Авторы обещают, что HoFO сочетается в работе с классическим Фейри оракулом.
В комплекте есть три таинственные карты, которые я аккуратно внедряю в практику. На них очень много фейри, но нет названий. Возможно, их положили для красоты, но нет простора для ищущего разума – мне интересны персонажи на них.
Руководство мне понравилось своей формой и не понравилось содержанием. В него вошло небольшое введение, объясняющие взгляды Брайяна и Венди на Страну Фейри и на область применения HoFO. Общее руководство “Как использовать карты” с успехом подошло бы к любым картам для медитации и гадания. Далее подробно описаны каждая из карт и каждая из групп. Описание карт сопровождается двуцветным изображением, ключевыми словами и расшифровкой смыслов, вложенных в них создателями. Увы, для меня описание слишком сумбурно. Иногда Венди вспоминает написать, о чем может говорить карта в раскладе, иногда забывает. О некоторых арканах она пишет как о представителе мира Фейри, о других – как о мировых принципах, причем от групповой принадлежности это не зависит. В конце руководства описан расклад для HoFO с философским названием “Конец – это начало”. Это универсальный расклад для вопросов, за решением которых вы готовы отправиться в путешествие по Волшебной Стране. Также в книгу включено интервью с супругами Фрауд и описание еще одного расклада – три желания.
Чуть ли ни самым ценным в руководстве оказались свободные странички для записей. Честное слово, из таких страничек должна состоять книга теней каждой фейри-викканки. Ох уж это умение Фрауда подселить фейри в уголок страницы так, чтобы казалось, будто он вот-вот заговорит!
В сравнении с The Fairies Oracle, HoFO показался мне более сюжетным и персонифицированным. Поэтому как медитативное средство он проигрывает своему предшественнику – не достаточно абстрактен. С другой стороны – в этом же его преимущество. Поэтому мне кажется, что два оракула могут отлично сдружиться. Но это мне еще предстоит проверить.
Источники по теме:
Страничка создателей оракула (in English)
Интервью создателей для Witchcraft Diary (in English)
Заказать колоду на Амазоне
Заказать на озоне
Хочу поблагодарить участников йольской акции за смелость прикоснуться к непростой теме, да ещё лапками фейричного оракула.
Морвиль (varezka), спасибо тебе за продуктивный методологические спор, который помог мне лучше понять и сформулировать свою позицию о функциональном значении различных карт в оракуле.
selierene, спасибо за опыт использования классического Оракула Фейри, чтобы иметь возможность сравнить по свежим следам.
© 2013, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.