Работая над заявками августовской акции (кстати, еще есть 6 мест ), совершенно по-новому посмотрела на свою первую колоду таро – Таро «Волшебный мир сирен» (Tarot of Mermaids). У меня отечественное издание Аввалона, не такое яркое, как оригинальное итальянское, да еще и потертое временем. С 2005 года много, что с нею было.
В свое время Мист написала замечательный обзор этой колоды. Особенно в том, что касается стихий: «Стихия Воды, действительно, является основной для этой колоды, ею смягчена стихийность Младших Арканов. Мечи (здесь названные Трезубцами) представляют собой “темную воду” и “ментальный шторм” – Вода соединяется с Воздухом, русалки на этих картах изображены с хвостами рептилий. Посохи (Весла) показывают живительные свойства Воды, на некоторых картах из весел пробиваются молодые ростки – Вода в соединении с Огнем. Пентакли (Жемчужины) демонстрируют сокровища, спрятанные на дне морском – и Вода здесь соединяется с Землей. Нетрудно догадаться, что происходит с Чашами (имеющими здесь название Раковины), это Вода, усиленная в несколько раз, проявление эмоций, чувств, она определяет характер всей колоды». Тут ни добавить, ни убавить. Правда, хвосты на мечах я всегда воспринимала как хвосты мурен.
Что теперь выглядит для меня по-новому?
В моей коллекции Таро «Волшебный мир сирен» – самое выразительное в привычном общечеловеческом смысле. Сейчас я думаю, что выбор этой колоды во многом был определен моим интересом к скрытым знакам эмоций. Что здесь имеет значение, так это поза и выражение лица персонажей на карте. При этом, благодаря копированию Райдера-Уэйта, в ней есть множество отвлекающих деталей. Поэтому «Волшебный мир сирен» так хорош для выявления отношений между внешними влияниями и исходными нуждами и реакциями кверента, между божественной, рациональной и животной душой. Но может путать внешние влияния и проявления верхних этажей души.
Если посмотреть на цвет, то можно заметить, что монеты слишком ярко-огненные, а посохи – слишком зеленовато-золотые. Поэтому я практически полностью ушла от стихийной метафоры. Я рассматриваю трезубец (меч) как символ логоса и подчинения стихии. Раковину (кубок) как символ потаенных глубин души. То ли жемчужины, то ли волшебные пузырьки (монеты), как носитель жизни и редкий ресурс под водой. И весло (посох) как то, что позволяет управлять движением по воде.
Цвет я воспринимаю как прямое указание на временную метафору. Поскольку таро русалок, очевидно, летнее, метафора тут не столько сезонная, сколько суточная. Темные синие тона мечей указывают на ночь, светло-сиреневые и розовые тона кубков на утро, зелено-золотые тона посохов – на день, а красные напряженные закатные тона монет – на вечер.
Естественно, это сугубо мои ассоциации. Не думаю, что Mauro De Luca и Pietro Alligo осознанно пыталась перестроить младшие арканы. Тем более, что положение русалок на картах укладывается в классическую систему RW, где стихийные и сезонные связи прописаны более, чем точно. Поэтому для меня Таро «Волшебны мир сирен» – это неклассический или искаженный клон Райдера-Уэйта. В котором сохранено смысловое наполнение арканов, но размыто стихийное.
Важным символом здесь становятся не столько стихии, сколько экологическая принадлежность элементов. Трезубец и весла – исходно человеческие и земные орудия, раковины и пузырики, как бы они не отличались от воды по свойства, в ней и возникают. Или если проще и ближе к гадательным задачам, на 8 мечей русалка не просто связана, а пленена на мелководье, лишена связи с естественной средой обитания. А на 10 посохов происходит практически то же самое, только в картинке появляется сундук явно с одного из затонувших кораблей или с 9 монет, а вдали – сам корабль, кажется, занесенный волной с 5 кубков. И ради чего и как отринута родная стихия на одной картинке.
В помощь читающим также все истории про духов вод: от Мелюзины до андерсеновской русалочки, от келпи до шелки и пр.
Подвожу итог: Колода «Волшебный мир сирен» – клон Таро Райдера-Уэйта, вписанный в морскую тематику и образы русалок. Русалки выступают ближайшим воплощением животной души, а их поза и мимика – отражением ее состояния. Погружение под воду и изменение символики мастей делает практически бесполезными стихийные, географические и сезонные ассоциации в младших арканах. Таким образом, мы имеем универсальную по сферам применения колоду с жестко фиксированным ракурсом рассмотрения: через призму телесных ощущений и эмоциональных состояний вовлеченных в ситуацию людей.
Все, что писала про Таро “Волшебный мир сирен” на windchi.me и в ЖЖ (чуть больше, но под замком и очень наивно).
© 2014, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.