Ostara Tarot. Обзор колоды


Жили-были в Канаде четыре девочки: Molly Applejohn, Eden Cooke, Krista Gibbord и Julia Iredale. Встретились они в Ванкувере, в художественном колледже. И оказалось, что всем им нравится мифология и всякие “странные штуки”. Молли объединила всех четверых, чтобы нарисовать колоду Таро, сочетающую древние оккультные мотивы с современной тематикой и подходом к иллюстрации. Так зародилось Таро Остары. Весеннего равноденствия. Того праздника, когда жизнь берет своё, зацветают первоцветы и солнце играет с таящим снегом. Первые зеленые побеги. Так и с Остара Таро: работа мощная, интересная, завораживающая, но в чём-то не зрелая. Первый блинчик на Масленицу. Зато в работе над колодой формировались уникальные стили художниц.
Изучая Остара Таро, я начала с младших арканов. Потому что каждая из создательниц взяла на себя по масти. На мой вкус, интереснее всего получилось у Julia Iredale, которая рисовала посохи. Самое примечательное тут в фоне. Всегда ищи источник света и расходящиеся от него лучи. Так наша воля проецируется в действия. Придворные карты – освоение лучезарного света.

Сама Molly Applejohn рисовала монеты. Мне кажется, это неудачный выбор. Акварельная прозрачность её работ плохо вписывается в материальную мощь монет. Не помогают даже комиксовые решения сюжетов. Выходит довольно скучная вариация на тему МА Смит-Уэйта. Но меня влюбила в себя четверка монет, которая тут много активнее, чем часто бывает. Заяц-пират на лодке, переполненной добычей, возвращается в порт. Аргх!
Придворные карты и вовсе рассыпаются, плохо собираясь в историю.

Кубки Eden Cooke много интереснее. Именно такой гаммы и насыщенности мне бы хотелось встретить в монетах, но и тут она уместна. Я долго гадала: это любовь художницы к маскам или особая грань кубков в её понимании – но решила бросить эту игру. По придворным картам видно, что Eden подчеркивает иллюзорность и мимолетность эмоций. Есть люди, считающие, что эмоции не врут. Но, как говорил Доктор Хаус: “Все врут”, – и всё врёт, эмоции тоже. У впечатлительных натур они могут вести к заблуждениям. Здесь больше сказочности, больше фантазии, что для кубков хорошо.

И, наконец, любимая мною масть в этой колоде – мечи Krista Gibbord. Аскетичные в образах, четкие, ясные. Идеально совпадение масти и стиля иллюстрации. И вот знакомые образы не кажутся такими легковесными, как в монетах. Она же – создательница образа Папессы, которая стала обложкой колоды.

Как собрать единую колоду, если художницы настолько разные? Ввести анималику, общую для всех номерных карт.
Тузы – маленькие, но чуткие и любопытные мышки.

Двойки – певчие птички.

Тройки – лягушки-амфибии, живущие во всех стихиях.

Четверки – неугомонные зайцы.

Пятерки – шипящие ядовитые змеи.

Шестёрки – разные рыбы, от угрей с осетрами до кого-то совсем уж огромного.

Семёрки – хитрые и наглые еноты.

Восьмёрки – хищные и дальнозоркие птицы.

Девятки – хищные территориальные кошки.

Десятки почему-то разделились на осьминогов и китов. Возможно, художницы не сразу определились с духом десяток, потому что в шестёрке кубков мне тоже видится кит, а животные между номерами не повторяются.

И придворные карты приблизительно так же. Пажи – разнообразные лисы.

Рыцари – медведи. Поэтому ключевой образ в кубках не насекомое, а Большая медведица в небе.

Королевы почему-то пошли вразброд. Где козлики, где птицы, где лев, достойный карты Сила, где морские котики. Надеюсь, это не выражение гендерного стереотипа, что женщины все такие противоречивые.

А короли все – олени, в соответствии с британской традицией и образом рогов как короны. Надеюсь, это не следствие легкости в обращении их королев.

Старшие арканы художницы разделили не поровну (видимо, потому что 22 не делится на 4 нацело).
Julia Iredale продолжает игры с лучами света в картах: Дурак, Маг, Императрица, Иерофант, Колесо фортуны, Смерть. Особенно ей удались норны на Колесе фортуны, расщепленные и иномирские, ухватившиеся за нить судьбы.
Krista Gibbord сделала преступно мало: Жрицу, Импертора, Колесницу, Правосудие и Мир. Правосудие у неё сестра-близнец Королевы Мечей. А Колесница вышла воздушно-шахматной.
Eden Cooke приделала маски Любовникам, Силе, Дьяволу, Звезде, Луне и Солнцу. Ладно, Звезду и Луну она пощадила, но слишком уж они человечные. Отдельное спасибо за Силу с одноглазой драконьей всадницей. Тут единственный раз появляется мифическое животное.
Molly Applejohn в старших арканах гораздо более успешна. Каждая из карт запоминается и по-своему хороша. Отшельник в грибном трипе, хеллоуинский Повешенный, Умеренность как равновесие между миром хищников и травоядных, городская башня и спасающиеся из неё голуби (город в СА появляется только на Башне и Дьяволе, такая вот эко-колода) и Страшный суд как сила прощения.

При желании вы сами можете поискать параллели в воплощении мастей и старших арканов у каждой из художниц. Тем более, что если сразу не вникнуть, начнутся проблемы при чтении раскладов. Потому что дизайн карт недобр к гадателям. Масти на картах не указаны – ищи в символике, если получится. А не всегда это сделать так же легко, как на масти мечей. Особенно это фрустрирует в посохах. Попробуйте на глазок различить пажа, рыцаря и короля. Да, подпись о старшинстве на придворных картах есть, но она гуляет: то вверху, то внизу карты, как и во всей колоде. Не говоря уже о том, что тонкий белый шрифт – то ещё испытание для глаз.
Карты ламинированные и с посеребренным бортиками. Что затрудняет тасовку и фотосъемку. Для себя на память – не страшно. А готовить обзор и высылать клиентам фото раскладов совсем не удобно.
Иллюстрированная книжка снабжена иллюстрациями, поэтическим описанием каждой из карт и краткой трактовкой прямых и перевернутых положений.
У меня большая коробочная версия, где карты были уложены двумя стопками, поэтому я заказала мешочек у Taronessa. Видимо, он популярен, как и колода, – теперь даже на озоне есть.
Популярность колоды понятна. Анималистика в сочетании с сюжетными картами позволяет использовать колоду не только, как гадательную, но и как ассоциативную. Особенно хорошо в работе сочетать оба стиля. Сколько раз ни использовала с клиентами, каждый раз они находили все новые и новые детали, которые я прежде не замечала и самостоятельно делали прочтение более глубоким. Такая работа доставляет много удовольствия, если бы ни мелочи, описанные выше.
Особая благодарность за этот обзор моим клиентам, особенно тем, которые согласились дать развернутые обратные связи и сами выстраивали образный ряд в связные истории.

© 2023, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.