Нередко придворные карты младших арканов вызывают у нас проблемы в толковании их значения. Данная заметка посвящена придворным картам в колоде Lucia Mattioli – Tarot of the Secret Forest, которую я называю Таро Тайного Леса.
Поскольку рассматриваемая колода отличается от ряда других и, на мой взгляд, не принадлежит ни к одной из известных мне традиций Таро, позволю себе немного остановиться на её особенностях. С одной стороны, это набор из 78 карт, включающий 4 масти, состоящие из десяти младших и четырёх придворных карт, и 22 карты старших арканов. Масти в колоде имеют традиционную символику: чаши, монеты, посохи, мечи. Так же, старшие арканы по своей символике соотносимы со старшими арканами других колод. Но, несмотря на все перечисленные признаки «классического Таро», я склонна называть Таро Тайного Леса оракулом.
Во-первых, изображения на картах заключают в себе авторское видение Таро сквозь призму таинственного животного и растительного мира опушки леса или одичавшего сада. Причем, особое внимание уделяется насекомым, с их удивительными трансформациями, следующими за временами года. Устремляясь вслед за этой живописной метафорой, Lucia Mattioli легко выходит за рамки любой системы Таро. Поэтому человеку, взявшему впервые в руки Таро Тайного Леса, может показаться, что колода эта несбалансированна и во многом хаотична.
Во-вторых, особенностью созданного художником инструмента является возможность увидеть оборотную сторону карты, как её предысторию. Поэтому вместо обложки, или рубашки, Таро Таинственного Леса имеют черно-белые эскизы цветной стороны аркана. Если посвятить время сравнению лица и изнанки карт, можно отметить, что оборот карты – это именно эскиз. Он следует за темой цветного аркана, но раскрывает её совершенно по-другому.
В-третьих, старшие арканы и придворные карты наполовину «слепые». Lucia Mattioli использует лишь числовые обозначения старших арканов и символы придворных карт. Поэтому работающий с колодой получает максимальный простор для интуитивного толкования значений. Каждый может вложить и прочитать в этих картах особенную историю, не похожую на ту, что в них может увидеть другой.
В результате, выстроенная Lucia Mattioli самобытная система открывает новый интересный инструментарий как для исследования себя, так и для понимания механизмов функционирования мантических систем вообще. Чтение карт Таро Тайного Леса крайне индивидуально. Каждый аркан даёт широкий простор для длительных медитаций, поэтому важно помнить, что предлагаемые ниже соображения по чтению младших арканов, являются результатом индивидуального взаимодействия автора статьи с образным рядом, созданным художником.
Изучая варианты чтения младших арканов, предложенные в руководстве к Таро Тайного Леса, а также накопившийся опыт работы с другими колодами, я составила для себя схему, помогающую лучше понять систему придворных карт. Общение с Таро Тайного Леса располагало меня к запросам, связанным с пониманием собственного опыта и также своего места и индивидуально пути в мире. В рамках подобных запросов придворные карты могут трактоваться, как основной вызов, поставленный миром кверенту. Вызов мира может приходить от различных стихий, воплощаемых мастями Таро, или восприниматься человеком сквозь их влияние:
1) Чаши воплощают вызов воды – вызов, связанный с чувственной и эмоциональной сферой;
2) Мечи воплощают вызов воздуха – вызов, связанный с мышлением и способностью так или иначе получать и перерабатывать информацию;
3) Монеты воплощают вызов земли – вызов к практическим навыкам и способности адаптироваться в материальном мире;
4) Посохи воплощают вызов огня – вызов, связанный с волей как способностью к постановке цели и её достижению.
Стихии воды и воздуха наиболее подвижны. Их вызов во многом состоит в ориентации вовне и в умении отражать изменения окружающего мира – в эмоциональной и интеллектуальной сфере. Преодоление вызовов этих стихий способствует развитию восприятия в широком смысле этого слова. Стихии огня и земли менее гибки и более экспансивны. Их вызов ориентирует нас внутрь, чтобы найти твёрдую точку опору внутри себя и получить средства для удержания этой опоры. Преодоление вызовов этих стихий способствует развитию способности к действию и преобразованию окружающего мира.
На разных этапах развития отношений со стихией вызовы различаются. Вызов к пажам – это, как правило, осознание и освоение собственной принадлежности к стихии. При этом от пажа к рыцарю, за счёт освоения ресурса стихии, развивается автономия от себя (уменьшается эгоцентризм). Королевы воплощают первое обращение к миру через ту или иную стихию. От королевы к королю развивается автономия от окружения. И освоение стихии уже помогает не столько в построении отношений кверента с самим собой, сколько в построении социальных взаимодействий.
Каждый из этапов развития: паж, рыцарь, королева, король – может притягивать к себе задачи других стихий. Например, Королева Мечей, требующая принять собственные ошибки, одновременно предполагает реализацию Королевы Кубков – понимание чувств других в подобной ситуации. Каждый предыдущий этап подготавливает развитие последующего, как в рамках одной стихии, так и другой – на той же или последующей стадии.
Открытое, благодаря Таро Тайного Леса понимание придворных карт младших арканов, помогает мне в их толковании в некоторых других моих колодах: в Таро Сирен, Арт Нуво Таро и в меньшей степени – в Таро Казановы.
Чтобы прояснить обозначенные принципы, я предлагаю рассмотреть отдельно развитие вызова стихии от аркана к аркану в рамках придворных карт четырех мастей Таро Тайного Леса.
Кубки. Стихия воды
Паж
На карте мы видим юношу с рыбьим хвостом, поднимающего из воды огромную кувшинку. Руки его обнимают цветок, а взгляд устремлён на зрителя. Лепестки скрывают от нас часть его лица.
Паж кубков – тот, кто учится переживать эмоции, а также демонстрировать их окружающим.
Его задача – стать чувствительным человеком. Преодолевший вызов пажа кубков становится экстра-сенсом, то есть чувствующим больше, чем другие.
Рыцарь
Рыцарь кубков изображён мужчиной, оседлавшим рыбу. Он уже не смотрит на нас, его взгляд обращён куда-то внутрь себя. Коленями он сжимает рыбий хвост.
Рыцарь кубков – тот, кто учится контролировать свои эмоции. Дозировать объем переживаемых эмоций и выбирать их знак.
Задача – стать хозяином своих чувств и одновременно научиться использовать свою интуицию. Преодолевший вызов рыцаря кубков становится художником или йогом– тем, кто способен использовать свои чувства во благо.
Королева
Женщина на карте стоит к нам спиной, бросая мельком взгляд через плечо. Её платье соткано из брызг воды. Поверхность тела обнажена.
Королева кубков – тот, кто учится видеть чужие эмоции и сопереживать, а также отличать эмоции других от собственных переживаний.
Задача – научиться чувствовать то, что чувствуют другие. Преодолевший вызов королевы кубков становится эмпатом.
Король
На карте изображён зрелый мужчина. Кому-то он напомнит пирата – треуголкой и дерзким взглядом. В руках он держит жезл. Вокруг него бушуют волны.
Король кубков – тот, кто учится не бояться проявления эмоций вокруг и вдохновлять эмоции в окружающих.
Задача – стать эмоциональным лидером . Тот, кто преодолевает вызов короля кубков, становится тонким манипулятором, тем, кто вдохновляет и за кем хочется идти.
Мечи. Стихия воздуха
Паж
На карте мы видим юношу, прижимающего к себе меч и щит. В правой его руке копье. Но поза его расслабленна. Глаза прикрыты. Позой своей и вдохновенным выражением лица он похож, скорее не на воина, а на музыканта, обнимающего свой контрабас.
Паж мечей – тот, кто учится наблюдать мир и усматривать закономерности.
Задача – стать грамотным наблюдателем. Преодолевший вызов пажа мечей становится эмпирическим исследователем .
Рыцарь
Рыцарь мечей оседлал черную птицу. Одной рукой он держит поводья, другой заносит карающий меч.
Рыцарь мечей – это тот, кто учится отстаивать своё мнение.
Задача – сопоставить своё мнение со мнением окружающих и историческим контекстом. Тот, кто преодолевает вызов рыцаря мечей, становится ясно видящим или независимым учёным.
Королева
Женщина на этой карте стоит на тернистой ветке. Ветер играет полами её платья и плащом. Руки её сложены молитвенным жестом, закрывающим лицо. Кажется, она полна сожаления и смотрит в бездну.
Королева мечей – тот, кто учится делать выводы из собственных и чужих ошибок.
Задача – понять силу исключений и включить их в рассматриваемую закономерность, научиться использовать любой опыт. Тот, кто преодолеет вызов королевы мечей, может стать мудрецом .
Король
Король мечей, восседая на троне, крепко держит двумя руками перед собою меч. Взгляд его устремлён вниз.
Король мечей – тот, кто учится и учит делать правильные вещи.
Задача – уметь обосновать и донести до окружающих свои выводы. Тот, кто преодолеет вызов короля мечей, становится учителем.
Монеты. Стихия земли
Паж
На карте мы видим сгорбившегося уставшего человека, поднимающего с земли тяжёлый груз. Лицо его покрыто морщинами. Поза свидетельствует о нечеловеческом усилии.
Паж монет – тот, кто учится создавать что-то материальное из того, что уже есть.
Задача – стать ремесленником . Тот, кто преодолевает вызов пажа монет, умеет обнаружить ресурс и начать превращать его в пользу сам, не прибегая к чужой помощи.
Рыцарь
Всадник, оседлавший огромного жука, крепко держит вожжи одной рукой. Во второй – у него стяг. За спиной – военный ранец.
Рыцарь монет – тот, кто учится обладать и управлять творениями рук.
Его задача – стать сначала материально независимым, а затем состоятельным человеком. Преодолевший вызов рыцаря монет обеспечивает себя сам.
Королева
Девушка на карте сидит на краешке искорёженного дерева. В руках она с легкостью держит огромный камень, которым готова делиться.
Королева монет – тот, кто учится ставить цели в материальном мире, делегировать полномочия и инвестировать средства.
Задача – стать дальновидным дельцом . Преодолевший вызов королевы монет никогда не согнётся под грузом ответственности и объемом работу, потому что умеет переложить их на чужие плечи, не потеряв в эффективности процесса.
Король
Мужчина сидит, прочно облокотившись об угол. В такой позе хорошо и сидеть, и вставать. Он смотрит прямо на зрителя. Голову его венчает корона то ли из рогов, то ли из ветвей дерева.
Король монет – тот, кто учится не бояться привязанностей к материальному. Он легко хранит и легко дарит.
Задача – получать максимум пользы и удовольствия от благ, которыми он обладает. Тот, кто преодолевает вызов короля монет, становится меценатом.
Посохи. Стихия огня
Паж
На карте мы видим человека, укутанного в тёмно-красные одежды. В его руки свиток, который он прижимает к сердцу. Взгляд его устремлен вперед и вниз.
Паж посохов – тот, кто учится принимать решение.
Его задача – стать тем, кто знает, что именно ему нужно, каков его собственный путь. Преодолевший вызов пажа посохов становится татхагатхой (так идущим).
Рыцарь
Мы видим молодого человека, который удобно и расслабленно сидит на своем скакуне – ящерице. Глаза его прикрыты. Руки не видны в длинных рукавах и складках ткани.
Рыцарь посохов – тот, кто учится выбирать лучшее время для осуществления своих решений.
Задача – чувствовать течение времени и согласовывать с ним свои решения. Тот, кто преодолевает вызов рыцаря посохов, становится деятелем ( ACTOR ), тем, кто может воплотить свое решение.
Королева
Чувственная дама в красных одеяниях чуть наклоняется вперёд и смотрит в глаза зрителям. В руках её посох. Плечи обнажены. Она – самая открытая из всех придворных масти посохов.
Королева посохов – тот, кто учится следовать своим целям, отличия их от целей окружающих.
Задача – стать самим собой. Преодолевший вызов королевы посохов становится собой и находит свое место в мире.
Король
На карте изображен мрачный мужчина, обнимающий себя в закрытой позе. Как и король кубков – он стоит и, очевидно, готов к решительным действиям.
Король посохов – тот, кто учится уважать волю даже людей, занимающих меньшее положение.
Его задача – стать тем, кто позволяет другим быть собой. Справившийся с вызовом короля посохов становится хорошим правителем или судьёй .
Татьяна ДраКошка Лапшина, 2006 год
© 2012, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.