Холодное время года располагает к работе с рунами, как никакое другое. Я потихоньку возвращаюсь к работе с рунами еще с прошлой зимы. Правда, пока исключительно для себя и ближнего окружения. Соответственно, поднимала конспекты, читала старые книжки и новые. Забавно наблюдать, как какое-то время спустя привычные вещи начинают звучать по-новому. Поэтому с особым вкусом перечитывала книгу Г.Бедненко “Школа рун“. Когда я училась у halina, “Школа рун” еще была не написана. В некотором смысле она дополняет и совершенствует идеи “Рунической магии“, расширяя ее мифологический контекст и набор практик.
Что есть в книге?
Первая часть представляет из себя историческую реконструкцию представлений о мире древних скандинавов. Вторая посвящена индивидуальным практикам с применением рун. В ней описана авторская идея о графических элементах рун, которая несколько расширяет их трактовку и возможности видения раскладов. А также варианты практик гаданий и составлений талисманов, а также упражнения, развивающие необходимые в этих практиках навыки. Часть третья “Групповая практика” рассказывает о скандинавском неоязычестве, а также о сопутствующих занятиях, непосредственно с рунами не связанных: мифодрамах, поэзии и др. формах работы с мифом. Четвертая часть посвящена как бы обрядовой кулинарии, но в некотором смысле завершает третью часть, так как вписывается в круг групповых практик неоязыческих общин разных форматов.
Естественно, с момента первого прочтения книги все описанное никуда не делось. Но кое-что изменилось. В первый раз, исходя из запросов жизни, я читала “Школу рун” в произвольном порядке, хотя и целиком, поэтому была не могла заметить что-то, что кажется очевидным сейчас. Яркую неоязыческую самоиронию автора. Как и первая книга Г. Бедненко о рунах, “Школа рун” несет в себе явное послание: достоверно о практиках древних мы знаем мало, зато много чего придумываем и, в основном, нелепого. Поэтому повествование имеет некоторый привкус “развенчания мифов”. С другой стороны, автор мастерски, едва заметно конструирует собственный миф с блекджеком и шлюхами непреложными правилами. Так в нем нет смысла связывать рунический набор кровью, зато старший Футарк может содержать в себе знания о пути индивидуации, описанном К.-Г. Юнгом. Гадание себе и близким может искажаться предвзятостью, но и сами руны имеют свой смысл, который может преломиться в жизни непредсказуемым образом. Кажется, автору известно что-то, что позволяет отделять зерна от плевел, хотя после завершения чтения я пришла к выводу, что это всего лишь вкусный коктейль из действительных исторических знаний, иронии и самоуверенности (вполне себе одинический набор). В этом смысле кусочек, посвященный обрядовой кухне, – яркая, ироничная, метафорическая игра со вкусом, достойное продолжение “Колдовской кухни”, вышедшей ранее. Чуть ли не самый интересный и захватывающий раздел книги.
А если серьезно: рабочий подход, интересные упражнения (непременно попробуйте, если еще не сделали этого), доходчивое описание исторического фона. Но! Все это будет сложно усвоить при определенной доле романтизации современного язычества. Потому что то, что по итогам книги я воспринимаю как самоиронию, в процессе чтения может быть воспринято как обесценивание и даже вовсе наезд.
Кстати, для иллюстрации использована фотография очень интересного набора рун. Про них я расскажу этой зимой непременно, и очень подробно. Именно из-за подробности я все время откладываю.
И еще есть места в зимней гадательной акции.
Удачной всем рабочей недели.
© 2014, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.