Вот и Масленица на пороге. Люблю это время, когда язычники с христианами вместе, на одних и тех же площадях. Горячие блины в руках. И масло бежит по рукам, как солнце по небу. В этом году Масленицу венчает католический День Святого Патрика. И единым духом все устремится к белорусской Комоедице.
Если бы ни эта открытка Александра Угланова, я бы и знать не знала ни о какой Комоедице. Но очень уж отозвался образ просыпающегося по весне медведя.
Считается (например у Рыбакова в “Язычестве древней Руси”), что Комоедица – праздник с фиксированной датой, 24 марта. Он завершает празднования, связанные с весенним равноденствием у Белорусов (и возможно у других славян). В этот день организовывались шествия с пробуждаемым медведем. Комоедицей он назывался, потому что в этот день ели гороховые комы, а ряженые, соответственно, назывались шутами гороховыми. Хотя тут вряд ли можно быть уверенным, что было первым: комы или название “комоедица”. Рыбаков утверждает, что название происходит и вовсе от греческого слова “комедия”.
Славянские неоязычники верят, что на Комоедицу открывается Сварга, Марена отступает и начинают править Светлые Боги.
Вот чего нашла на сайте Родноверов:
“По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. (Также существует версия происхождения слова «Комоедица» от древнерус. комонь — «конь».
Согласно народным верованиям, о сию пору Трисветлый Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.)
О сию же пору телятся коровы, и во домах в изобилии появляются молоко, масло, сыр, за что благодарят Велеса — Бога Скотьего. Начинают таять снега на полях, что знаменует собой близкий конец зимы и наступление весны: приходит срок, когда чары Старухи-Мары должны рассеяться волшбою Юной Живы, ступающей на Землю в облике Девы-Весны… Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне…”
Бабушка моя говорила, что блин первый, который комом, отдают медведю (относят в лес весной и там оставляют). Может быть, это связано как-то с Комоедицей – не знаю. Буду рада, если поделитесь тем, что знаете по этому вопросу.
В общем, всем нам скорейшего пробуждения и вхождения в весну, уже солнечную, яркую, с громкой капелью и жаркими кострами!
Про равноденствие у кельтских язычников давным-давно выкладывала перевод при поддержке druidism.ru
© 2013, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.