Все силы разума: придворные карты воздуха Vision Quest Tarot

Это старый текст, который я немного видоизменила. Он о представлениях о мышлении и интуиции. А также о том, как они представлены в масти воздуха в Vision Quest Tarot.

Справа налево или слева направо – два пути развития. Удивительно, как красиво выглядит именно на воздухе принцип развития стихий “пассивных” и “активных”. Мне нравится в стихии воздуха, потому что здесь видно как средство соотносится с целью и сутью процесса. Ведь есть разум, как разум, чистый принцип. А есть некие методы, которые мы можем использовать для познания. Более или менее эксплицируемые, то есть разворачиваемые в вербальной форме. Когда мы можем сказать, что решили задачу в N ходов, указав их последовательность и логические связи, – перед нами хорошо эксплицируемый метод познания. Но иногда бывает так, что невозможно рассказать по пункту, что из чего следует, вывести последовательность действий, хотя бы потому что решение случилось практически мгновенно. Все, что сокрыто от нашего сознания, мы называем интуицией – её средства скрыты, имплицитны, не извлекаются во вне. Одно из определений интуиции – способность отыскать верное решение при недостаточном логическом основании. Здесь фактически ставится знак равенства между интуицией и бессознательным познанием.
Обратите внимание: дочь и сын ветра начинают свой путь при наличии одного орудия: у дочери – это перо, у сына – копье. У отца орудий прибывает – добавляется щит, у матери – формально добавляется второе перо, но оно больше не орудие, а часть декора, занявшая свое место на (в?) голове. От земли воздуха к воде воздуха* происходит осознание – не стоит искать логическое объяснение интуиции. Иначе придется для состояния интуитивного познания закрывать глаза, а потом с открытыми глазами анализировать. Только отдав интуицию на откуп интуиции, а сознание на откуп сознанию, можно развить в полной мере и первое, и второе. Мать воздуха обезопасила себя, отведя интуиции достойное место, при бодрствующем сознании. За контакт с интуицией иногда приходится платить меньшим контролем. Если обратите внимание: мужчины на лошадях. Их движущая сила под ними и управляема. Женщины на самом деле не без энергии и силы, но она орлом отпущена в небо. Как ни обезопашивай себя, интуиция чаще приводит к неожиданному результату, чем планомерное сознательное исследование.
Сознательное познание совершенствуется по другому пути – наращиванию контроля и приобретению все новых и новых средств контроля и направления познания. От воздуха воздуха к огню воздуха появляется необходимость соотнесения своих представлений о мире с миром и, как следствие, защиты собственных представлений. На самом деле мир не описывается полностью ни одним методом сознательного познания. Любой способ описания разумом требует уточнения и ограничения сферы определения. Но для чувства определенности необходимо иметь хотя бы иллюзию эффективности своего способа познания. Поэтому безотносительно этнографии мне кажется довольно интересным, что у отца появляется щит. Это психологические защиты, которые по форме своей весьма рациональны и позволяют удержать картину мира в рамках сознательного мировосприятия.
Но по сути своей они бессознательны. Тут встречаются сознание и бессознательное. У матери – сознательный отказ от интерпретации опыта. У отца – бессознательные попытки защитить свою интерпретацию. В этом смысле и отец и мать чуть более тревожны и напряжены, чем их дети. Мать – своим взглядом. Отец – наличием щита. Они чуть больше знают о мире и придумали свои стратегии совладания.
Туз же объединяет в себе и то, и другое: пассивность и активность, сознание и бессознательное. Перышко на ниточке способно, как минимум, толково определять направление ветра, а также отмечать статус своего владельца. Это совершенное орудие совершенного познания, безотносительно цели. Безусловно, притягательное, но в реальной жизни реальных людей, боюсь, недостижимое. Это лишь обещание ясности.

*Стихийные соответствия придворных карт позаимствованы из Lon Milo Duquette “Understanding Aleister Crowley’s Thoth Tarot” в пер. Анны Блейз. Отрывок, касающийся стихийных соответствий, можно посмотреть тут.

© 2015, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.