Вечно старая и вечно молодая: Калех шотландских гор

Прекрасный текст утащила в сообществе [info]femgoddess. Убедительная просьба при цитировании приводить ссылку из исходного поста и на автора [info]rakugan.
Оригинал взят в Вечно старая и вечно молодая: Калех шотландских гор


«Калех» от AltaraTheDark
Источник: http://altarathedark.deviantart.com/art/The-Cailleach-Bhuer-188127516

Пока опять идет снег и зима временно вернулась, давайте поговорим об еще одной зимней богине. Надо же как-то отвлечься… Да и пост этот лежит у меня давно, надо все-таки выложить.

Правда, та, о которой пойдет речь сегодня, в наши дни уже не воспринимается как божество. В народном ирландском и шотландском фольклоре она относится к тем, кого называют hag. Чаще всего это переводится на русский как «карга» или «ведьма», но ни тот, ни другой перевод не передает полностью смысл оригинала. Hags — это особые пугающие и опасные персонажи низшей мифологии, напоминающие отдаленно славянских мар или Бабу Ягу.

Тем не менее, ирландско-шотландская Cailleach, о которой мы будем говорить, несомненно, когда-то была богиней, чей культ существовал в Ирландии, Шотландии и даже в Англии. О его происхождении и содержании мы практически ничего не знаем. Однако его следы сохраняются в фольклоре, в названиях отдельных мест, в загадочных поговорках и стихотворениях.

Ее имя читается чаще всего как Калех, хотя есть и другие варианты произношения (клах, кейлех, килох, кайлах, кайлиш). Это слово происходит от староирландского caille (покрывало).
Уже сама структура слова говорит о древности этой богини и ее значимости — ведь по сути это не имя как таковое, а эвфемизм. Видимо, ее реальное имя опасались называть вслух, а саму ее могли представлять с закрытым лицом, что характерно для образа Богини-матери (см. подробней на эту тему: http://femgoddess.livejournal.com/1286.html).
Интересно, что ближайшее родственное слово — гэльское caileag — означает «молодая девушка». В современном ирландском языке от него происходят выражения cailleach feasa («знающая женщина», «гадалка») и cailleach phiseogach («колдунья», «чародейка»).

С течением времени божественная сущность Калех была забыта, и она стала восприниматься как сказочная ведьма (в постинге о Ночи Матерей мы уже видели, как то же произошло со многими другими древними богинями). Значение слова cailleach при этом стало сниженным и сейчас используется в том числе как ругательство в значении «старая карга».

Давайте присмотримся к ней повнимательнее.

Богинь, носящих это имя в разных вариантах, очень много. Так что, по мнению исследователей, следует скорее говорить не о едином образе, а о группе образов, имеющих общие черты, — т.н. Cailleachan. Возможно, в свое время под этим общим именем были объединены племенные богини разных кельтских племен, а может быть, наоборот, некогда единый образ по мере своего развития «раскололся».

Так, на юго-западе Ирландии известна Cailleach Beare (Килох Вайра), которая считается бессмертной. Все ее мужья поочередно старели и умирали, ее внуки и правнуки дали начало разным народам, тогда как она остается вечно молодой.
Согласно легенде, записанной Дональдом Маккензи, одна женщина как-то спросила у Килох, насколько та стара. «Я помню времена, когда скалы Скерривор были ячменными полями, а озера — крохотными родниками», — отвечала она.
В одной из ирландских саг ей задают вопрос: «Ты ли та старуха, что ела яблоки в начале всего сущего?» (яблоки символизировали бессмертие и считались пищей богов).
А сравнение «стара, как Килох Вайра» вошло в ирландские поговорки.


«Килох» от Mairin-Taj Caya
Источник: http://journeyingtothegoddess.wordpress.com/2012/12/22/goddess-cailleach-bheur/

Считается, что Килох везде появлялась с посохом (slachdan), на котором были вырезаны буквы сакрального кельтского алфавита «огам». Удар посоха мог наслать проклятие, но мог и излечить. Вплоть до XVI века подобные посохи использовали в магических целях ирландские знахари.
Однако, в отличие от знахарей, возможности посоха Килох были намного больше: с его помощью она могла обратить кого угодно в камень, наслать снег и бурю, создать на ровном месте гору или расколоть скалу. Бесчисленные сказки и легенды по всей Ирландии приписывают Килох создание башен, холмов и мегалитов, причем всегда это делалось за одну ночь.

«Среди наиболее выдающихся персонажей ирландской мифологии и древнеирландской литературы особое место занимает женский персонаж из «иного мира», — пишет Джеральд Кроули (Gearoid O Crualaoich). — В традиционной космологии он воплощает (в образе женского божества) одновременно и ландшафт, среди которого живут люди, и те факторы, которые этот ландшафт формируют: ветер, воду, плодородную почву».


Ceann Cailli («Голова ведьмы») — южная оконечность утесов Мохер в Ирландии. Одно из многих мест, в названии которых содержится отсылка к Калех.
Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Cailleach

Одним из мест обитания Килох считалась гора Слив Гуллион (Slieve Gullion) в Северной Ирландии. Рассказывали, что если искупаться в тамошнем озере, то волосы у любого человека, как бы молод он ни был, поседеют навсегда. Местные жители поднимались на эту гору в праздник Лугнасад (1 августа), чтобы оставить приношения для Килох и посидеть на ее каменном «стуле» на вершине горы.

А в графстве Мит на востоке Ирландии есть комплекс мегалитических гробниц Лох-Крю (Loughcrew) на возвышенности Слив-на-Калли (Sliabh na Caillighe, букв. «холм ведьмы»). Археологи датируют его концом III тысячелетия до н.э. По всей видимости, это было культовое место, судя по сохранившимся вырезанным символам. Один из камней комплекса напоминает кресло. Позднейшая легенда рассказывает, что в этом каменном «кресле» сидела когда-то Килох, творя волшебство.


Источник: http://www.knowth.com/images-loughcrew/hags-chair.jpg

Но деятельность Килох не ограничивалась только изменением ландшафта. В ирландской провинции Коннахт верили, что именно она научила людей сеять зерно, жать и обмолачивать снопы. Некоторые овраги считались следами от ее плуга. Обычно ей посвящали последний сноп при уборке урожая (ниже мы увидим, что в Шотландии тоже был подобный обычай; по всей видимости, он был характерен для всех кельтских народов).

С приходом в Ирландию христианства образ Килох — могущественной богини, каждый шаг которой переносил ее на тысячи миль, а сила позволяла двигать горы, — сильно изменился. В патриархальном обществе описание женской силы было немыслимо. Следы ее образа сохранились в «Плаче старухи из Беара», написанном в XI веке, — поэме от лица старой монахини, вспоминающей с горечью свои былые дни и своих любовников.

…Я вволю напилась вина с королями,
Их глаза смотрели на мои волосы.
Теперь среди зловонных старух
Я бормочу молитвы.
…Я любила вино,
Оно будоражило меня до кончиков пальцев;
Теперь злой ветер
Покрывает солью мои губы.
…Море все меньше и меньше волнуется.
Отец, отец, оно
Покидает меня там, где высыхает пена
На пустынной земле,
Сухой, как мои сморщенные бедра,
Как язык, что торопит губы,
Как вены, что выступили на моих руках
.
(Свободный пересказ Linnen, отсюда — http://www.liveinternet.ru/users/linnen/post307965209/
Ирландский текст — http://8501.diary.ru/p143796728.htm?oam#more1, английский перевод — http://www.maryjones.us/ctexts/beare.html)

Cailleach Bheur (Кальях Вейр или Калех Бер) из высокогорной Шотландии похожа на ирландский вариант образа богини, однако с некоторыми отличиями.
Прежде всего, у нее пугающая внешность: жуткое сине-черное лицо с одним-единственным глазом посредине (или одним зрячим глазом и одним невидящим), красные зубы и белые, как снег, волосы. Она носит серую одежду, старый выцветший плед и платок.

Особенно интересная деталь — отсутствие второго глаза у Калех. Скорее всего, это обозначение ее функции как богини одновременно жизни и смерти или посредницы между мирами. Говоря метафорически, один ее глаз (живой) смотрит в наш мир, другой (незрячий или невидимый) — в потусторонний мир, в царство мертвых.

В качестве места обитания Калех называли самые разные места, в том числе Бен Невис — высочайшую вершину Британских островов. Но особенно часто ее связывают с горой Бен Круахан на западе Шотландии. Рассказывают, что Калех следила за источником на этой горе. Однажды, когда она заснула, утомившись, источник переполнился и хлынул в долину, образовав озер Лох-О (Loch Awe).
Вообще Калех Бер считается создательницей многочисленных гор и холмов. Рассказывают, что они появились, когда она бродила по земле и случайно роняла то тут, то там камни из своей корзины. Например, так появились Гебридские острова. В других легендах она создает горы намеренно и с этой целью везде носит с собой огромный молот.


«Калех Бер», автор неизвестен.
Источник: http://img2.wikia.nocookie.net/__cb20120816133531/powerlisting/images/e/e6/Cailleach-Bheur.jpg

Шотландцы считали Калех воплощением зимы. Ее правление продолжается примерно с Самайна (1 ноября) до Имболка (1 февраля), после чего она уступает место богине Бригид. В это время Калех использует свой посох, чтобы покрывать землю снегом, замораживать первые ростки зелени и убивать слишком рано родившихся ягнят.
Но в некоторых местах считают, что ее власть длится до Благовещения (25 марта) или даже до Белтайна (1 мая). Переменчивую погоду в марте-апреле объясняют тем, что Калех ведет сражение с наступающей весной.
А на Имболк Калех собирает себе дрова на остаток зимы. Если она хочет, чтобы зима продлилась долго, она обеспечивает в этот день ясную солнечную погоду — так ведь и дрова удобнее собирать. А вот если на Имболк метет метель или идет дождь, значит, Калех спит вместо того, чтобы работать. Это означает, что скоро зима закончится, поскольку у Калех не хватит дров.

Когда зимой бушует шторм, люди говорят, что это Калех вытряхивает свои одеяла.
(Помните немецкую фрау Холле, у которой снег шел, когда она вытряхивала перину?).
А на западе Шотландии верили, что зима начинается, когда Калех стирает свой огромный плащ в водовороте Корриврекан — одном из самых больших водоворотов в мире. Стирка занимает три дня, при этом грохот водоворота слышен на расстоянии больше 30 километров. Когда стирка окончена, плащ становится белым и чистым, как новый. А землю в это время покрывает первый снег.


Водоворот Корриврекан, © Colin McPherson
Источник: http://www.seafari.co.uk

Что делает Калех летом? В одних легендах говорится, что на Белтайн она бросает свой посох под падуб или куст дрока (оба — ее священные деревья) и на полгода превращается в огромный валун, который остается холодным даже в летнюю жару. Множество камней под названием «Карлиновы камни» (Carlin stones) разбросаны по всей Шотландии.


«Карлинов камень» в Коммонкрейгс, автор фото — Roger Griffith
Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Carlin_stone_dunlop.JPG

По другим легендам, 1 февраля Калех отправляется на волшебный остров, где пьет из источника юности и становится прекрасной Бригид. Это остатки очень древнего представления о том, как Богиня из Своего аспекта Старухи переходит весной в аспект Девы.

Дональд Маккензи в своей книге о шотландском фольклоре подчеркивает, что Калех — «универсальная богиня». Она создает горы, реки, озера и источники, управляет ветрами, бурями и морскими штормами, покровительствует скотоводству и земледелию…
Подобная широта, отсутствие «специализации» дополнительно подтверждают древность образа. Калех может являться в разных обликах, в том числе морской чайки, орла или цапли, а также волчицы или самки дикого кабана, выступая в роли «хозяйки зверей». Это также один из признаков Богини-матери.


«Калех Бер» от Rotten Ragamuffin
Источник: http://rottenragamuffin.deviantart.com/art/Cailleach-Bheur-170642738

У Калех есть и свой домашний скот — это живущие в горах Шотландии благородные олени. Существует версия, что с ней был связан целый «олений культ», жрицы которого носили оленьи рога и шкуры.
Это подтверждается тем, что на так называемых «пиктских камнях» (ритуальные камни VI-IX веков, во множестве встречающиеся на северо-востоке Шотландии) есть резные изображения оленей. По мнению Стюрта Макхарди, от этого культа и его жриц могли остаться в сказках и легендах представления о ведьмах-оборотнях, которые то надевают на себя шкуры животных, становясь оленихами, то сбрасывают их, превращаясь в людей.

Священной птицей Калех является сова (гэльск. Cailleach oidhche), которая символизирует связь с миром мертвых, магию и знание.

Калех также выполняла функции покровительницы урожая, хотя довольно специфическим образом. В Шотландии и Ирландии во время жатвы первый фермер, который заканчивал уборку хлеба, делал соломенную куклу, изображавшую Калех (также ее называли «Карлин»). Фигурку положено было бросать на поле соседа, который еще не управился с работой. Собрав урожай, тот перебрасывал ее следующему фермеру. Последний, кому доставалась кукла, обязан был заботиться о ней и «кормить» до следующего года.

Другим наследием культа Калех является почитание источников, например, Табер Калех (Taber Cailleach, «родник старухи») в графстве Банффшир на северо-востоке Шотландии. Считалось, что этот родник приносит удачу и здоровье, если, испив воды, обойти его девять раз.

Очень интересны ритуалы, связанные с источником Тиг на Калех (Tigh na Cailleach) в долине Глен Лион в графстве Перт. У этого родника находятся фигуры, сделанные из обтесанных камней и смутно напоминающие человека. Они изображают саму Калех, ее мужа по имени Бодах, дочь Нигеан (о них см. ниже) и других детей.
Легенда гласит, что когда-то Калех с семьей жила в этой долине. В те дни поля здесь не знали неурожая, а фермы процветали. Когда Калех решила переехать, она оставила местным жителей изображения своей семьи. На Белтайн их положено было выставлять наружу на все лето, а на Самайн убирать на зиму в специально построенный домик. В этом случае долина будет процветать, пообещала Калех.
Самое интересное, что обычай соблюдается по сей день. До недавних пор камни переносил местный егерь. Но даже после его смерти в 2000-х годах кто-то из местных жителей все равно два раза в год переставляет фигурки и подновляет домик.


Еще фото здесь — http://www.stravaiging.com/history/ancient/site/tigh-na-cailleach

Можно предположить, что Калех в разных видах — это сильно изменившийся на протяжении истории образ Богини-матери, создательницы. Как богиня-создательница, она ответственна за возникновение природных ландшафтов. В то же время как дарительница не только жизни, но и смерти, она связана с зимой, холодами, угасанием, старостью и загробным миром.
Образ Калех, возможно, имеет общее происхождение с зимними богинями и сказочными персонажами у других народов Европы — например, с немецкой фрау Холле и Перхтой, итальянской Бефаной и т.д. Все они представляют собой Богиню в Ее «темном», зимнем аспекте Старухи.

По мере того, как мифологическая основа Калех забывалась и мигрировала в сказки, ее образ становился «сниженным», трансформировался в образ ведьмы или чудовища.
Например, в своем «морском» варианте она называлась в Ирландии Муилертах (Muilearteach) и описывалась как одноглазая старуха с серой кожей, алыми зубами и перепутанными жесткими волосами, похожими на заросли кустарника. Муилертах поднимала на море ветер и вызывала бури, а появляясь на суше, чинила всякие козни людям.

В равнинной Шотландии Калех превратилась в великаншу Гайр Карлин (Gyre Carling), обитавшую в башне среди леса и питавшуюся человеческой плотью. В конце концов она бежала, оборотившись свиньей, после стычки с соседом, который преследовал ее своей любовью.

В английских легендах Калех соответствует Черная Аннис из Лестершира с синим лицом и железными зубами, которая ловит и поедает непослушных детей.


«Черная Анни» от JFarren, источник — http://jfarren.deviantart.com/art/Black-Annis-93716020

Кстати, примерно такая же судьба ожидала мужа Калех, о котором речь шла выше. Его имя также представляет собой эвфемизм: bodach (бодах) означает дословно «тот, у кого есть член», то есть просто «мужчина». В современном гэльском языке это стало означать фамильярное «старик». А в фольклоре он превратился из супруга Богини в злого духа, который утаскивает непослушных детей через камин.
Также бодах является в виде призрака тем, кому скоро предстоит умереть (в этом случае его называют Bodach Glas, «серый человек»).


«Бодах», автор неизвестен.
Источник: http://labrujaverde.blogspot.ru/2012/06/bodach.html

Интересна история персонажа по имени Никневин (Nicnevin, Nicneven, Nigean). В некоторых местах считалось, что это дочь Калех.
Во многих легендах Никневин — королева Неблагого Двора (Unseelie Court, одно из двух царств фейри в кельтском фольклоре). Особым почитанием она пользовалась у шотландских ведьм. В материалах из судебных процессов над ведьмами XVI века она нередко упоминалась.
Согласно шотландским легендам, каждый год на Хэллоуин Никневин несется по небу во главе Дикой Охоты.
«Злобная великанша, Геката нашей мифологии, оседлавшая бурю и предводительствующая дикой свите, — писал о ней Вальтер Скотт. — Великий шотландский поэт Дунбар оставил описание того, как она мчится по небу в окружении ведьм, «добрых соседей» (то есть, фейри), эльфов и колдуний».

В данном случае мы видим «расщепление» изначального образа Калех. Одна часть этого образа воплотилась в виде дряхлой ведьмы, другая — в образе молодой предводительницы Дикой Охоты. Изначально это была, скорее всего, одна и та же богиня, представавшая в облике то молодой, то старой.


Брайан Фрауд (Brian Froud) «Королева плохих фейри». Источник: http://www.capuletart.com/brian-froud

В шотландской сказке «Отважный охотник Финлей» рассказывается, как к юному Финлею в его охотничью хижину постучалась нищенка, попросившая разрешения погреться у огня. Она сказала, что боится его собак, и попросила связать их волосом со своей головы. Однако Финлей лишь притворился, что сделал это, а сам просто приказал собакам сидеть тихо.
Затем ему показалось,что старуха начала расти. Вот уже ее голова упиралась в потолок. Она схватила Финлея и хотела вытащить его из хижины, однако собаки кинулись на нее и держали, пока Финлей ее не убил.
На самом деле, поясняется в сказке, старуха была матерью и женой двух великанов, ранее убитых охотником. Звали ее, как легко догадаться, тоже Калех (в данном случае это означает просто «ведьма»).

Подобное противостояние злых колдуний и героев проходит красной нитью через множество ирландских и шотландских сказок. Ведьмы в таких историях могут менять свой облик, превращаясь то в животных, то в прекрасных девушек. Они способны двигать скалы и управлять ветрами.
Финальная победа героя над ведьмой является отражением давно забытого столкновения между матриархальным и патриархальным обществом и насильственного подчинения женщин, «усмирения» их силы, которая считалась вредоносной и опасной.

«Такие конфликты моделируют реальный исторический антагонизм между «мудрыми женщинами» древности и военными вождями, — пишет Макс Дашу в «Тайной истории ведьм». — Презрение к ведьмам сочеталось с изрядным страхом перед ними. Даже тяжеловооруженный воин опасался обидеть старуху, которая считалась «знающей». Народная религия служила защитой и для рабынь, которые искали в ней спасения, в том числе от права хозяина на изнасилование. Было известно, что ведьмы мстят за обиды, причиненные им и их близким. Их культурное влияние было достаточно сильно, чтобы долгое время сдерживать наступление патриархата, отдававшего всю власть и привилегии в руки мужчин — вождя и жреца».

Образ Калех выступал как воплощение этого противостояния, как символ пугающей и грозной женской силы. Он часто сливался в сказках с образами «мудрых женщин» — знахарок и предсказательниц. «В ритуалах и устных историях этот образ означал протест против подчиненного положения женщин — сначала в в патриархальном кельтском, а позднее в христианском обществе», — считает Джеральд Кроули.


Статуэтка Калех от Shari Malin.
Источник: http://www.dpchallenge.com/image.php?IMAGE_ID=44021

Один из ритуалов обращения к Калех в наши дни включает сбор камней или гальки, которыми можно украсить домашний алтарь. Погуляйте в гористой местности или на берегу моря, если они есть поблизости от вас. Или сделайте это во время путешествия, особенно к северным морям.
Не подбирайте первые попавшиеся камни. «Прислушайтесь» к ним, выберите те, которые вызывают у вас ассоциации, чем-то привлекают.

Дома разложите камни на алтаре, застеленном алой тканью или «шотландкой».
Разрежьте зеленое яблоко поперек — на срезе семечки будут напоминать звезду. Также вы можете положить на алтарь веточки священных деревьев Калех: березы, ежевики, ивы, падуба. Еще можно поставить на нем фигурки животных, посвященных Калех: оленя или совы.

Поставьте на алтарь зеркало, рядом — свечу, чашечку с водой, мисочку с солью. Посмотрите на себя в зеркале. В чем вы видите свою внутреннюю силу? Подумайте над этим. Призовите Калех, поблагодарите ее за данную вам силу. Просите ее помочь вам преодолеть свои жизненные трудности и одержать победу.
Разделите с богиней ритуальную трапезу: яблоки, сыр, а также по желанию — жареное мясо, овсянку, фруктовый сок и (конечно же!) шотландский или ирландский виски.

Литература:

В. П. Калыгин. Этимологический словарь кельтских теонимов. М., 2006.

Нажмите для доступа к etimilogicheskiyslovar2006.pdf

Мифология Британских островов: энциклопедия. М., 2007.

Сквозь волшебное кольцо. Сказки Британских островов. М., 1987

MacKenzie, Donald, Scottish Folk Lore and Folk Life, Blackie, London, 1935

Goddess Cailleach Bheur
http://journeyingtothegoddess.wordpress.com/2012/12/22/goddess-cailleach-bheur/

Danu Forest. The Cailleach, the old woman of winter.
http://www.danuforest.co.uk/the_cailleach_9.html

Christopher Scott Thompson. Loop of Brighid: Bride, the Cailleach and Nicnevin
http://www.patheos.com/blogs/agora/2013/11/loop-of-brighid-bride-the-cailleach-and-nicnevin/

Lady Gregory. A Book of Saints and Wonders. 1906
http://www.archive.org/stream/abooksaintsandw00greggoog#page/n12/mode/2up

Stuart McHardy. Deer Priestesses
http://stuartmchardy.wordpress.com/articles/

Max Dashu. Crones // From ‘Secret History of the Witches’, 2000
http://www.suppressedhistories.net/secrethistory/crones.html

Max Dashu. Tregenda of the Old Goddess, Spirits, and Witches. 2006
http://www.matrifocus.com/SAM06/scholar.htm

Silver WolfWinds. The Cailleach.
http://www.orderwhitemoon.org/goddess/Cailleach/

The Cambridge History of English and American Literature (1907–21). Vol. II. Ch. XI. The Middle Scots Anthologies. § 7. Gyre Carling.
http://www.bartleby.com/212/1107.html

Gearoid O Crualaoich. The Book of the Cailleach: Stories of the Wise Woman Healer. 2006
http://books.google.ru/books?id=jvk3mIve3g0C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false

Gearóid Ó Crualaoich. Non-Sovereignty Queen Aspects of the Otherworld Female in Irish Hag Legends: The Case of Cailleach Bhéarra
http://www.jstor.org/discover/10.2307/20522445?uid=2&uid=4&sid=21103538627541

http://www.monstropedia.org/Cailleach

http://heelancoo.wordpress.com/tag/cailleach-bhearra/

http://leithincluan.wordpress.com/2014/01/31/cailleachan/

© 2014, Татьяна (Поющий Ветер) Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием автора и ссылки на windchi.me. Для модификации и коммерческого использования, напишите мне – tatyana@windchi.me.